В течение пяти лет шла работа по изменению всей этой бюрократической системы. И сейчас, по мнению руководителя Департамента градостроительной политики правительства Москвы Сергея Левкина, можно уже подводить итоги. Главный из них – принципиальным образом изменен принцип подачи документов и получение разрешений. Теперь из 12 процедур на 11 в строительной сфере документы предоставляются исключительно в электронном виде. От получения земельного участка под строительство и до принятия объекта в эксплуатацию процесс осуществляется в новом формате. 
Как признает Сергей Левкин, даже такое прогрессивное новшество внедрялось не просто. Застройщики долго привыкали к новому виду документооборота. Если в 2013 году на него перешли 13% строительных компаний, то в первом полугодии 2016 года таких стало уже 70%. Постепенно все больше их число осознают удобства нового сервиса. До конца 2016 года на электронный формат переведут еще 4 услуги. 
Это, правда, не означает, что процесс уже завершен, сделать предстоит еще немало. Согласно регламенту Правительства РФ, чтобы начать жилищное строительство следует выполнить 142 процедур. 60 из них связано с технологическим присоединением к инженерным сетям. И здесь еще много неясного и путанного, не переведенного в электронный вид. Правительство Москвы там, где есть возможность, приступило к переводу отношений между поставщиками и потребителями на безбумажный документооборот. Стоит задача, чтобы в 2017 году распространить эту практику на большую часть этой сферы. 
По словам Сергея Левкина, идет работа и над тем, чтобы регистрация недвижимости у застройщика проходила автоматически. Объект будет ставиться на учет в Росреестр и заносится в кадастр на основе электронного обращения. Так же будут выдаваться и регистрационные документы. 
Система становится гибче 
А как оценивают проведенную работу сами строители? Было проведено исследование ВЦИОМа. Его генеральный директор Валерий Федоров рассказал о полученных результатах. 
Снижение административных барьеров – один из самых важных показателей, отметил социолог. В частности, он активно учитывается при определении рейтинга Doing Business. 
В опросе ВЦИОМа приняло участие примерно 1000 руководителей и топ-менеджеров строительного комплекса Москвы. Их ответы позволили сделать вывод, что строительный сектор столицы входит в новую реальность. Основным ее признаком становится снижение прибыльности проектов. На этой фоне улучшение административных процедур становится особенно важным. 
А потому не удивительно, что опрос выявил высокую степень осведомленности среди застройщиков о мерах властей по снижению административных барьеров. Таких оказалось 56%. Вместе с тем нет ни одной меры в области снижения административных препонов, о которой знало бы большинство опрошенных. Этот результат по-своему закономерен, так как большая часть респондентов не успели на себе почувствовать преимущества новой системы. Но при этом вводимые меры вызывают одобрение со стороны представителей отрасли. Налицо связь между положительным отношениям к предпринимаемым мерам и знанием о них. 
Наибольший позитивный отклик вызывают две меры правительства Москвы: перевод услуг сетевых компаний на электронный формат и перевод основных госуслуг в строительной сфере на электронный документооборот. 
Однако настоящий эффект от снижения административных барьеров связан с ростом качества строительства, сокращение сроков ввода в эксплуатацию объектов и снижением себестоимости строительных работ, отмечает Валерий Федоров. Большинство опрошенных строителей надеются, что эти цели будут достигнуты. В тоже время некоторые эксперты полагают, что предпринятые властями усилия принесут ограниченный результат. Это связано с тем, что у Москвы нет ни стратегии, ни Генплана, а потому снижение барьеров не станет подлинной революции в регулированию строительной отрасли. Однако большинство аналитиков признают, что внедрение электронного документооборота делают всю систему более гибкой.